Геоинформатика в современном школьном образовании
Уважаемые коллеги!
В рамках городского проекта «Университетская среда для учителей», на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет геодезии и картографии» (МИИГАиК) проводится серия из 14 интерактивных занятий под общей темой «Геоинформатика в современном школьном образовании» для педагогических работников общего и среднего профессионального образования.
Приглашаем вас принять участие в данном проекте, целью которого является развитие кадрового потенциала и методического обеспечения образовательных организаций общего и среднего профессионального образования города Москвы через знакомство учителей с передовыми достижениями современной науки в области геоинформатики и внедрение в образовательный процесс современных методов обучения и инновационных образовательных технологий с элементами геоинформатики.
Занятия проводятся в формате мастер-классов продолжительностью 2 академических часа. Вы можете принять участие в любом занятии по Вашему выбору, либо прослушать все. В этом случае мы предлагаем пройти итоговое тестирование и получить свидетельство о повышении квалификации МИИГАиК.
Занятия проводятся дистанционно. Начало в 17-30
Расписание и темы
От географии, информатики и математики к геоинформатике: мотивация и профориентация учащихся (2 акад. часа) | Вводный мастер-класс, посвященный основам геоинформатики, ее растущей роли и перспективам данного направления, обзорному знакомству учителей с передовыми достижениями современной науки в области методов и технологий сбора, обработки, анализа и применения пространственных и пространственно-временных данных. В рамках данной темы будет раскрыта связь таких предметов, как география, информатика и математика, с областью геоинформатики, продемонстрирован потенциал и привлекательность данного направления для учащихся. |
Инновационные методы преподавания географии, информатики и математики в школе с использованием геоинформационных технологий (2 акад. часа) | Тема посвящена рассмотрению практических примеров того, каким образом потенциал геоинформационных технологий может быть использован для повышения заинтересованности учащихся в освоении базового уровня географии, информатики и математики, а также для более углубленного изучения этих предметов с профессиональной ориентацией. |
Мобильные геоинформационные системы (2 акад. часа) | Тема рассматривает мобильные геоинформационные системы как современный инструмент решения географических проблем в интересах социально-экономического развития территории. |
Интернет-технологии в современной картографии (2 акад. часа) | Тема охватывает круг вопросов, связанных с основами проектирования и разработки сайтов картографической тематики, изучением характеристик отечественных и зарубежных картографических Интернет сервисов, таких как google.карты, Яндекс.Карты, OpenStreetMap и другие. |
Источники пространственных данных (2 акад. часа) | Тема раскрывает определение пространственных данных, модели, формы представления для различных предметных областей. |
Открытые пространственные данные (2 акад. часа) | Тема посвящена знакомству с российскими и зарубежными подходами к концепции «открытых пространственных данных» и обучению практическим приемам использования. |
Пространственные отношения. Пространственные запросы. Пространственная аналитика (2 акад. часа) |
Пространственные отношения указывают, как объекты расположены по отношению друг к другу. Пространственные запросы позволяют выяснить количественные и качественные характеристики таких отношений, найти решение таких задач, как, например, поиск всех магазинов, находящихся в одном районе, или входит ли отдельный дом в зону доставки пиццерии. На этом занятии слушателю узнают, какие могут быть пространственные отношения между различными географическими объектами, а также как можно применять пространственные запросы для пространственной аналитики. Целевая аудитория: учителя географии и информатики, математики преподаватели дополнительного образования. Направление: естественные науки, экология. Ведущий: Бондарев Илья Николаевич, преподаватель кафедры информационно-измерительных систем.
|
Геоинформационный анализ. Практические примеры использования (2 акад. часа) |
Как работают геоданные? Мало накопить данные о местности, их необходимо проанализировать и получить новые знания. Тема построена на анализе конкретных практических кейсов, позволит понять принципы геоинформационного анализа городской среды и природной экосистемы. Целевая аудитория: учителя географии и информатики, математики преподаватели дополнительного образования. Направление: естественные науки, экология. Ведущий: Загребин Глеб Игоревич, к.т.н., доцент кафедры картографии Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК), декан факультета Картографии и геоинформатики.
|
Цифровые и электронные карты (2 акад. часа) |
Лист обычной топографической карты – это результат работы нескольких поколений ученых, исследователей и даже художников. Сегодня, развитие цифровых технологий приводит к созданию новых цифровых моделей самых разных объектов, в том числе и карт. Топографические карты уже не удовлетворяют современным потребностям. Им на смену приходят цифровые топографические карты. На этом занятии слушатели познакомятся с определениями цифровой и электронной карт, назначением, содержанием и современным состоянием, а так же основными видами цифровой картографической продукции |
От карты к трехмерной модели(2 акад. часа) |
Трехмерное моделирование позволяет наилучшим образом описать реальную местность, объекты окружающего мира и их взаимное расположение. Сегодня трехмерные модели представляют собой полноценные карты. С ними можно работать так же, как и с привычными для нас листами топографических карт. Можно выполнять измерения, определять координаты объектов, производить детальную оценку т.д. На этом занятии слушатели познакомятся с назначением и составом трехмерной модели местности. Будут рассмотрены основные этапы создания трехмерных моделей. |
Визуализация пространственных данных (2 акад. часа) |
Информация о пространстве может быть представлена не только картами, но и графиками, картограммами и статистическими данными. Современный подход к изучению данных позволяет визуализировать не просто пространственную, а пространственно-временную информацию. На этом занятии слушатели узнают, откуда можно взять открытые пространственные данные, а также как можно доступно их интерпретировать с помощью визуальной составляющей. Целевая аудитория: учителя географии и информатики, математики преподаватели дополнительного образования. Направление: естественные науки, экология. Ведущий: Бондарев Илья Николаевич, преподаватель кафедры информационно-измерительных систем. |
Геоаналитика без карт (2 акад. часа) |
На этом занятии будет рассмотрена возможность проведения пространственного анализа без использования карт. Слушатели познакомятся с современными технологиями геоаналитики, основанными на определении местоположения, такими как геотаргетинг и геофенсинг и сценариями их использования на примерах. Также будет рассмотрен анализ феномена взлета и падения популярности игры Pokemon Go, основанной на использовании данных о местоположении игрока в реальном мире. Целевая аудитория: учителя географии и информатики, математики преподаватели дополнительного образования.. Направление: естественные науки, экология. Ведущий: Домнина Анастасия Михайловна, ассистент кафедры информационно-измерительных систем. |
Большие пространственные данные (2 акад. часа) |
Начало: 17:30. На занятии будут рассмотрены различные существующие варианты определения понятия «Большие данные» и современные технологические подходы к выполнению запросов к таким данным (парадигма Map-Reduce, системы управления потоками данных). Будет проанализировано понятие «Большие пространственные данные» и показаны причины необходимости модификации и адаптации рассмотренных технологических подходов для выполнения пространственных запросов к большим пространственным данным. Целевая аудитория: учителя географии и информатики, математики преподаватели дополнительного образования. Направление: естественные науки, экология. Ведущий: Матерухин Андрей Викторович, д.т.н., доктор кафедры информационно-измерительных систем. |
Интеллектуальный анализ пространственных данных (2 акад. часа) |
Интеллектуальный анализ пространственных данных - это процесс обнаружения интересных и ранее неизвестных, но потенциально полезных закономерностей из больших наборов пространственных данных. На этом занятии слушатели узнают о том, как устроена пространственная аналитика сегодня. А также как она может помочь в принятии решений в повседневной жизни. Целевая аудитория: учителя географии и информатики, математики преподаватели дополнительного образования. Направление: естественные науки, экология. Ведущий: Бондарев Илья Николаевич, преподаватель кафедры информационно-измерительных систем. |